Психология online

Обращение к психотерапевту

написано в рубрике: В помощь психологу

Проблемы, с которыми пациенты обращаются к психотерапевту, а также обстоятельства, заставляющие их делать это, многочисленны и разнообразны. Одни пациенты относятся к психотерапии с опаской, другие рассудительны и понимают необходимость получения профессиональной помощи, третьи вынуждены обратиться за консультацией, выполняя дисциплинарные обязательства, а четвертые приходят по настоянию супругов, угрожающих разводом. Для одних психотерапия оказывается совершенно новым опытом, и их ожидания весьма разнообразны. Другие клиенты проходят психотерапию второй или третий раз, поэтому у них есть возможность соотнести свой прошлый опыт с настоящим. Пациенты существенно различаются и по другим признакам, включая возраст, образовательный уровень, социально-экономический статус, этническую принадлежность и т. д. Иногда психотерапевт имеет возможность получить предварительную информацию о пациенте, которая заставляет обратить особое внимание на некоторые проблемы, однако во многих случаях психотерапевту известен лишь непосредственный повод обращения пациента за помощью.

Поэтому вводная беседа, безусловно, имеет чрезвычайное значение. Психотерапевту важно оценить пациента по множеству критериев. О проблеме или проблемах какого рода сообщает пациент? Насколько серьезны эти проблемы? Насколько заинтересован или мотивирован пациент для сотрудничества с психотерапевтом? Каковы сильные и слабые стороны пациента? Осложняется ли ситуация наличием в жизни пациента определенных стрессов и кризисов? Подходит ли краткосрочная психотерапия для этого пациента и каковы шансы на действительно позитивный исход? Наконец, психотерапевт должен оценить свою собственную реакцию на пациента и перспективы благоприятных психотерапевтических отношений.

Таким образом, психотерапевту необходимо рассмотреть целый ряд разнообразных вопросов, касающихся пациента и будущего психотерапевтического взаимодействия. Ему придется быть особенно внимательным и активным, чтобы в короткий срок оценить всю необходимую информацию. По существу, целью является быстрая и при этом достаточно полная и точная диагностика.
В понятие «диагностика» клиницисты вкладывают разный смысл, в зависимости от их подготовки и приверженности тем или иным теоретическим направлениям. Для одних диагностика — длительный, скрупулезный сбор биографических данных с акцентом на периоде раннего развития. Другие рассматривают диагностику как использование психологических тестов. Поведенческие психотерапевты предпочитают поведенческую диагностику, хотя некоторые из них применяют психологические тесты и рейтинговые шкалы (Swann & MacDonald, 1978). В исследовательских целях и в целях систематизированной регистрации данных имеет смысл с каждым клиентом использовать стандартную диагностическую процедуру. Однако я не думаю, что подобная процедура необходима в повседневной практике краткосрочной психотерапии, особенно если она длительна или предполагает дополнительные расходы; исключение составляют ситуации, когда проблемы клиента крайне серьезны и сложны или когда проведения тщательной диагностики требует третья сторона, оплачивающая лечение. В то же время использование клиентом и психотерапевтом шкал самооценки — вполне реальная процедура.

Мой собственный опыт заставил меня занять критическую позицию в отношении использования в психотерапии психометрических методик. В психотерапии и клинической работе все должно делаться в интересах пациента. Всесторонняя диагностика должна оправдываться объективной необходимостью, поскольку она может повлечь дополнительные расходы и отсрочку самой психотерапии. Поэтому тестирование целесообразно лишь в том случае, если оно облегчит психотерапевтический процесс или сократит время, которое потребуется для психотерапии. Мне неизвестны какие-либо систематические исследования, убедительно доказавшие необходимость тестирования в психотерапии. Таким образом, во вводной беседе с пациентом психотерапевт должен кроме всего прочего решить, желательно ли проведение дополнительной или специализированной диагностики. В условиях клиники, где первым с пациентом общается регистратор, психотерапевт получает некоторую предварительную информацию, которую он может использовать в любых выбранных им диагностических процедурах. Если же первым с пациентом встречается сам психотерапевт, ему приходится полагаться преимущественно на собственные впечатления и наблюдения. Важно подчеркнуть, что первый психотерапевтический сеанс уже является психотерапевтическим сеансом, а не просто сеансом, посвященным диагностике. Как отмечает Хойт (Hoyt, 1995, р. 88), «специалисты, занимающиеся краткосрочной психотерапией, обычно не рассматривают диагностику как самостоятельную процедуру, которую необходимо завершить до начала непосредственно психотерапии; для них диагностика и лечение тесно переплетены». Проводя психотерапию, компетентный психотерапевт не перестает оценивать пациента и психотерапевтическую ситуацию.

В большинстве случаев психотерапевту удается получить необходимую для диагностики информацию в процессе первой беседы. Мы уже вскользь упомянули о том, что важно учитывать во время этой беседы. При отсутствии каких-либо признаков тяжелой патологии или сомнений по поводу личностной целостности пациента предметом обсуждения становятся его жалобы и проблемы, соответствие клинического случая возможностям психотерапии, а также согласие или несогласие участвовать в психотерапии. Однако если диагностические результаты неопределенны или под вопросом остается глубина патологии, необходимо рассмотреть возможность дополнительной диагностики, консультации или направления пациента к другому специалисту. На этом этапе для уточнения диагноза психотерапевт может решиться на использование психологических тестов. Психотерапевт может также счесть целесообразным осмотр пациента неврологом или направление пациента к другому специалисту.
При наличии признаков недостаточной личностной целостности клиента или некой психической патологии решение о начале психотерапии откладывается; вполне может быть, что психотерапия данному человеку не подойдет. Если же подобных сомнений не возникает, психотерапевта должны занимать вопросы, имеющие более непосредственное отношение к психотерапии.

Дополнительный материал

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий


девять − 4 =



© 2006-2014 психология on-line